«Музыкальный талант не поддается простому определению, поскольку он представляет собой сложно устроенную систему отдельных талантов, каждый из которых обладает своей уникальной автономией. В этом контексте понимание музыкальности требует тщательного анализа проявлений каждого индивидуального таланта в рамках этой системы».
Знаменитый ученый Карл Эми́ль Си́шор, чьи исследования охватывали психометрику, психологию образования, восприятие зрения, искусство и музыку, оставил заметный след в истории разработки методик оценки музыкальных способностей. В своем последнем научном труде, названном «В поисках красоты в музыке» и выпущенном в 1949 году, он подчеркнул, что глубокое ощущение красоты музыки возможно лишь через эмоциональное восприятие, которое она способна вызвать. Будучи президентом Американской психологической ассоциации в 1947 году, Сишор является автором более 237 научных работ, включая книги и статьи.
Родился Карл Эмиль Сишор 28 января 1866 года в местечке Мёрлунде, на территории Швеции, в семье фермеров Эмили Шарлотты Борг и Карла Густава Шёстранда. В 1870 году его семья решилась на переезд в Соединенные Штаты, где они осели в фермерском сообществе округа Бун в штате Айова. Сложность произношения шведской фамилии для американцев побудила дядю Карла изменить её на более понятный английский вариант Seashore, дословно переводящийся как «морской берег».
Путь к образованию
Первоначальные знания Сишор получил дома, а уже в восемь лет продолжил образование в школе, которую основал его отец. Завершив школьное обучение в 1882 году, Карл не только помогал на семейной ферме, но и преподавал в местных учебных заведениях.
Следующий этап его образовательного пути привел в колледж Густава Адольфа, расположенный в городе Сент-Питер, штат Миннесота. Там Сишор изучал математику, музыку, иностранные языки и литературу, активно участвуя в музыкальной жизни колледжа. В 1891 году он успешно окончил колледж.
После этого Карл отправился в Йельский университет, там его заинтересовали: психологическая статистика, методики измерений и структурная психология под руководством Эдварда Титченера. В 1895 году Сишор защитил докторскую диссертацию на тему влияния торможения на процесс обучения, став первым доктором философии среди выпускников Йельского университета.
Профессиональная деятельность и научные достижения
С 1890 года Карл возглавил аспирантуру Айовского университета, а через семь лет стал директором его психологической лаборатории. Свой земной путь он завершил 16 октября 1949 года, в городе Льюистон, штат Айдахо.
Выдающиеся труды
Шкала музыкального таланта
В 1919 году Сишор представил миру шкалу музыкального таланта, состоящую из шести тестов, направленных на оценку музыкальных способностей человека в целом. Он утверждал, что эти способности закладываются в раннем возрасте и сохраняют стабильность на протяжении всей жизни. Исследователь выделил 25 основополагающих критериев для оценки музыкального потенциала индивида.
С развитием звукозаписывающих технологий в 1930-х годах, Сишор адаптировал свой тест, исключив субтест на консонансы и диссонансы и модернизировав тембровый тест, подчеркнув значимость испытаний на восприятие высоты звука, ритма и музыкальной памяти.
Тест на художественную оценку
В сотрудничестве с Н.К. Мейером был разработан тест на художественную оценку, который заключается в сравнении двух версий одной картины: оригинальной и специально измененной для снижения ее эстетической привлекательности. Выбор оригинальной версии указывает на наличие у испытуемого развитого чувства к художественной красоте.
Индекс групповой сплоченности
Данный тест предназначен для оценки уровня координации и взаимопонимания внутри коллектива, анализируя стремление каждого его члена к активному участию, разделению общих целей и стремлению к укреплению и развитию группы.
Наследие и вклад в науку
Итоги многолетних исследований Сишора были подведены в его работе «Психология музыки», опубликованной в 1938 году. Он также сыграл ключевую роль в основании «Исследовательской станции по благополучию детей» при Айовском университете и разработал множество уникального оборудования для проведения экспериментов, включая тоноскоп. Методология, заложенная Сишором в основу тестирования музыкальных способностей, продолжает оставаться актуальной, несмотря на разнообразие мнений критиков, учеников и даже его собственного сына:
- Макс Шен предложил дополнительные методы тестирования музыкальных способностей, введя разделение между музыкальным восприятием и исполнительскими навыками.
- М. Марселл высказывался о недостатках подхода Сишора, отмечая, что его тесты в большей степени фокусируются на физиологических реакциях слуха, а не на интеллектуальной обработке информации.
- Роберт Сишор продемонстрировал, что способность к дифференциации музыкальных тонов может быть значительно улучшена с помощью обучения.
Современная версия теста Сишора
Хотите оценить степень сплоченности вашей команды? Индекс групповой сплоченности предоставит вам такую возможность быстро и легко. Ответьте всего на 16 вопросов, и результаты будут немедленно отображены на вашем экране.