«Музыкофилия» Оливера Сакса – ни в коем случае не пособие по музыкальному образованию. В этой книге собраны факты исторического развития музыки, особенностей её воздействия на психику и того как наше психологическое состояние влияет на выбор плейлиста. А также много информации об одарённых музыкантах и композиторах, жанрах музыки и классификации звуков в принципе, и о том, почему кто-то любит тяжёлый рок, кто-то классику, а кому-то музыка вообще кажется хаотичным и надоедающим набором звуков.
Об авторе
Невролог и нейропсихолог, писатель и популяризатор медицины, перебрался из Британии в Канаду, а после – в США. Получил докторскую степень по медицине в Оксфорде, занимал должность професса неврологии в Медицинском колледже им. Альберта Эйнштейна, а в Нью-Йоркском университете – адъюнкт-профессора неврологии. Даже ослепнув на один глаз, продолжал работать врачом и писать истории о клинических случаях, делая акцент на переживаниях пациентов. Умер от рака в 2015-ом году, в возрасте 82-х лет.
О книге
Не только о музыке повествует Оливер в своей книге, также он раскрывает потаённые глубины человеческого сознания. В «Музыкофилии» автор рассказывает о том, что же такое музыкальная гениальность – это талант или же патология? Насколько такая одарённость бывает разной и в чём различаются её типы он объясняет на примерах таких великих композиторов как Чайковский и Вагнер.
Что такое синдром Вильямса и почему у людей, страдающих им, имеется умственная отсталость во всех сферах, кроме музыкального слуха, который у них можно назвать идеальным? Что такое «амузия» и какие страдания испытывают больные ей при прослушивании даже самой ненавязчивой мелодии? Как поражение молнией может изменить сознание в пользу музыкального образования, а также заставить искренне полюбить классическую музыку и выучить все произведения любимого автора?
Также Оливер выдвигает собственную гипотезу о том, что память бывает не только кратковременной и постоянной, но ещё и эмоциональной. Он рассказывает о схожести языков и музыки, о спорах, что же из этого было раньше, о том, что даже наши дикие предки использовали определённые музыкальные ноты и тоны в сочетании с ритмом их воспроизведения, чтобы передавать различного рода информацию: как дружескую и любовную, так и враждебную.
В общем-то, это – большой и красивый роман, основанный на науке и исследованиях человеческого разума. Главным героем выступает музыка – персонаж, который сопровождает каждого человека с начала его жизни и до её конца. Книга состоит из множества историй реальных людей, в один момент изменивших своё отношение к музыке после каких-то необычных событий.
Стоит ли читать?
Даже если вас нельзя назвать меломаном, никогда не снимающим наушники, да и музыка вас не интересует как наука или искусство, книга всё равно может вам понравиться – ведь написана она хорошим, позитивным тоном, включает в себя море интересных фактов не только о самой музыке, но и о психологии, биологии, истории, множество аномальных случаев, да и вообще расскажет о смысле музыки, как того что нас окружает, что рождается внутри нас, сопровождает наши самые важные события, и как организм, а в частности мозг, реагирует на тот или иной её жанр.