«Вернувшиеся» – фильм без явно выраженного жанра, в какой-то мере позиционирующий себя как фэнтези с элементами драмы. Вышел в 2004 году, став дебютным для режиссёра Робена Кампийо. Повествует о дне, в который вернулись к жизни все умершие за последние 10 лет, и о том, как на это отреагировали живые и к чему это смогло привести.
О фильме
Ничем не примечательный французский городок встречает своих мертвецов. Отцы, матери, малые дети – все, кого смерть забрала за последнее десятилетие, как ни в чём ни бывало возвращаются к жизни. Они не несут с собой зла и уж точно не пытаются есть плоть других людей. Да, их температура тела на каких-то пять градусов ниже нормальной, они заторможены и их вечно тянет куда-то уйти, но в целом они такие же живые люди, как и все остальные.
Оправившееся от шока правительство пытается где-то их разместить, вернуть к своим семьям и прежней работе, но так ли это просто? В то время как одни, только прослышав о случившемся, тут же стремятся встретиться со своими родственниками и забрать их домой, другие упорно делают вид, что ничего не произошло и ни о чём они не слышали. А как вернуть мертвеца на его прежнюю должность, когда её уже занимает другой человек?
Страдающие из-за потери, мучающиеся от недосказанности и незаданных вопросов, люди пытаются разговорить своих воскресших родственников... но безрезультатно. Мёртвые всегда витают где-то там, в своём прошлом, готовые часами напролёт говорить о нём или вымаливать у кого-то прощение. Они вроде бы здесь, прямо перед тобой, но нет. Похоже, в какой-то мере они всё ещё остались в мире мёртвых.
Первый шок и первая радость проходят. К мёртвым начинают относиться подозрительно. Им выдают ещё более затормаживающие лекарства, переводят на самую простую работу, организовывают круглосуточную слежку... но и они не остаются полностью безучастными к своей судьбе. Конфликт нарастает, но во что он выльется? Быть может, всё таки получится найти общий язык? Или живые решат вернуть мёртвых туда, где им и положено быть?
Для кого фильм?
Зрители, для которых память об умерших родственниках, о всём том, чего не успели сказать или сделать, чего уже никогда не будет, фильм оценивают хорошо. Быть может, в нём нет никакого драйва. Картинка, музыка, даже актёрская игра – ничего из этого само по себе не являет собой чего-то бесподобного или даже просто хорошего. Этот фильм берёт смыслом, он даёт свою атмосферу тем, кто готов ею проникнуться.
Это неспешный и неяркий фильм, на первый взгляд, неспособный чем-либо зацепить. Но если дать себе проникнуться его историей, поднимаемыми, но так и оставляемыми в воздухе вопросами, позволить себе утонуть в его грустной и задумчивой атмосфере...
Стоит ли смотреть?
Быть может и да. Быть может и нет. Фильм не для каждого и в нём нет ничего такого, что действительно можно было упустить, потерять, не посмотрев его. Для скорбящих он может стать ещё одним поводом вспомнить о тех, кто был им дорог, представить, что было бы – будь они способны вновь встретиться с ушедшим и провести вместе пусть ещё совсем немного времени.
Но и не только скорбящий может найти в этом фильме что-то своё. Зритель, для которого идея и возникающие по мере просмотра вопросы важнее других элементов кино, гадающий, что было в голове автора и что он хотел сказать, может найти для себя что-то интересное и в этом фильме, не зря потратив на него несколько часов своей жизни.